17.02.2022
Специалисты детского сада приступили к реализации нового проекта «Сенсорная интеграция, как основа для всестороннего развития детей раннего возраста (до 3-х лет), в том числе с ограниченными возможностями здоровья». Актуальность проекта не случайна! Наблюдения показывают, что у малышей, пришедших в детский сад, зачастую не сформирована база сенсомоторного интеллекта, которая с рождения ребенка собирается по песчинке и формирует "кирпичики" для постройки "дома" - глубинного невербального интеллекта.
Специалисты, коррекционной направленности
(педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) в своей работе часто
сталкиваются с симптомами дисфункции сенсорных систем у детей раннего возраста,
особенно у детей, имеющих статус «ребенок с ограниченными возможностями
здоровья» (далее - ребенок с ОВЗ). Занимаясь исключительно практикой по своим
наработкам в области сенсомоторного развития, специалисты отмечают, что у детей
уменьшается моторная неловкость и восстанавливается баланс «рецептор -
рефлекс».
Так как сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми
функциями, поэтому занятия с использованием сенсорно-интегративных методик
проводят педагоги-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды, прошедшие
специальную курсовую подготовку по сенсорной интеграции.
С целью определения конкретных нарушений, специалисты проводят диагностику, используя метод наблюдения, анализируют результаты опросов родителей и воспитателей групп и затем составляют индивидуальную программу по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций. В программу входят различные игры и упражнения, направленные непосредственно на ту область, которая ребенку дается сложнее. Важно, при использовании сенсорной интеграции не принуждать ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использовать игровую механику, увлекать и заинтересовывать малышей, тем самым стимулируя определенные области головного мозга.
Занятия с детьми раннего возраста в
комнате сенсорной интеграции проходят по специальному графику и плану,
разработанному индивидуально для каждого ребенка или для группы детей, в
зависимости от поставленных задач. На протяжении нескольких месяцев работы в
комнате сенсорной интеграции, педагоги отмечают положительную динамику у детей
в развитии слухового и зрительного внимания, в произвольности и
последовательности выполнения движений, происходит оптимизация тонуса мышц
(ребенок избавляется от гипо- и гипертонусов) дети начинают чувствовать свое
тело, свои границы и пространство вокруг себя. Условно сенсорная интеграция
«заставляет» мозг воспринимать информацию от рецепторов (и реагировать на неё)
быстрее, соответственно, процессы воспроизведения различных функций ускоряются.