В мае 2023 года детский сад «Виниклюзия»
стал победителем конкурса инновационных проектов (программ) на получение
грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа
«Педагогический стартап» с проектом «Сенсорная интеграция в диалоге», номинация «Эффективные приемы обучения
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в
инклюзивном образовании».
«Понять ребенка, распознать проблему,
помочь обрести равновесие» - главный
девиз реализуемого проекта. Известно, что ребенок еще до своего рождения уже
способен переживать различные виды ощущений. Тактильное, вестибулярное
(основополагающие области восприятия практически полностью сформированы до
рождения) и проприоцептивное чувства являются фундаментальными. Другие области
восприятия (зрение, обоняние, и др.) развиваются преимущественно в
постнатальный период, все вместе, они составляют основу для здорового развития
ребенка.
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств, которое
подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы
человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в
соответствии с ситуацией.
Реализация проекта «Сенсорная интеграция в диалоге»,
заключалась в создании пространства и применение метода сенсорной интеграции
для развития сенсорной интеграции детей раннего и дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Реализация проекта подошла к концу, пришло
время подводить итоги.
За
время реализации проекта с июня по декабрь 2023 года детский сад обрел новых
друзей- партнеров:
Пермская
краевая общественная организация защиты прав детей-инвалидов и их семей
«Счастье жить», г. Пермь, президент Гилева Анастасия Григорьевна;
Центр
сенсорного развития «Особая глубина» г. Санкт-Петербург, руководитель Белозерова
Марина Владимировна, специальный психолог, монтессори-педагог, специалист по
сенсорной интеграции, практик метода Child'space;
АНО
«Инклюзивный центр «Йом-йом», г. Санкт-Петербург, директор Иванова Яна
Людвиговна.
В рамках проекта
«Сенсорная интеграция в диалоге»:
- усовершенствована
материально-техническая база - приобретено и размещено в зале
специализированное оборудование, таким образом усовершенствованы условия для снижения
дисфункций сенсорных систем детей раннего и дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью средствами метода сенсорной интеграции с учетом
индивидуальных особенностей – июль, август 2023 г.;
- повышена профессиональная компетентность 23 / 55% педагогов;
- метод сенсорной интеграции включен в адаптированную образовательную
программу для детей с ОВЗ, как один из инструментов коррекционно-развивающей
работы специалистов службы сопровождения; разработаны методические продукты (структура занятия
сенсорной интеграции; алгоритм сопровождения детей по методу сенсорной
интеграции; лист сенсорного профиля ребенка; рекомендации для родителей по
применению метода в домашних условиях; сенсорная диета воспитанников и др.);
- осуществлен
мониторинг результативности использования метода сенсорной интеграции;
- оказана поддержка родителям
(законным представителям) воспитанников в вопросах формирования у
родителей навыков сенсомоторного и двигательного развития детей раннего и
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в
бытовых (домашних) условиях;
- распространены информационно-методические
материалы по вопросам сенсорной интеграции в детские сады города;
- разработаны
методические продукты: методическая разработка «Структура занятия сенсорной
интеграции; алгоритм сопровождения ребенка по методу сенсорной интеграции; сенсорный
профиль ребенка; рекомендации для родителей по применению метода в домашних
условиях; сенсорная диета для детей участников проекта; примерная циклограмма
специалиста, работающего по методу сенсорной интеграции.
Считаем,
что наработанный практически материал, приобретенный опыт работают на развитие
государственных приоритетов, таких как:
- Концепция развития дошкольного образования до
2023 года;
- федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- федеральная образовательная программа
дошкольного образования;
- Федеральная адаптированная
образовательная программа дошкольного образования;
- Межведомственный комплексный план
мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования,
детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью,
с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)
Опыт работы по
реализации проекта «Сенсорная интеграция в диалоге» неоднократно представлялся
на профессиональных мероприятиях различного уровня. Так, детский сад одержал
победу (1 место) в Региональном этапе, (2 место) во Всероссийском этапе
конкурса «Лучшая инклюзивная школа России - 2023», номинация «Лучший инклюзивный
детский сад».
Опыт работы, в
том числе применении метода сенсорной интеграции очно представлен, на
Федеральных площадках конференций:
- Комитет Совета
Федерации по науке, образованию и культуре, круглый стол на тему «Практики
создания специальных условий для получения образования обучающимися с
инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях общего образования», г.
Москва, 5 декабря 2023 г.;
- Всероссийская
конференция PROинклюзию «От изоляции к инклюзии» на базе Пермского
гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь, 15 декабря 2023 г.;
- Всероссийская
конференция по актуальным вопросам \ психолого-педагогического сопровождения
обучающихся «Современные аспекты оказания психолого-педагогической помощи в
системе образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью», г. Москва, 21 декабря
2023 г.
Полученные
результаты, определяют дальнейшую судьбу проекта - на следующий учебный год
проект также будет реализовываться, расширяя свои границы посредством:
- увеличения
охвата воспитанников от 1,5 до 7 лет, имеющих дисфункции сенсорных систем;
- доукомплектования
зала сенсорной интеграции оборудованием (напольное покрытие «Ласточкин хвост»,
утяжеляющие жилеты, утяжелители для руки и ног от 1,5 кг. и больше;
дополнительные карабины для крепления оборудования; тактильные мячи; стеллажи
для оборудования; бочка совы; змейка массажная (деревянная); утяжеляющее
одеяло; балансир деревянный и др.)
- распространения
полученной практики на различных профессиональных площадках: ассоциаций
учителей-дефектологов, тьюторов, педагогов-психологов ДОО г. Новый Уренгой.