Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по сенсомоторному развитию детей 1,5-3 лет Сенсорики

1

Пояснительная записка
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период
развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться
и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна
внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка
— это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития
детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный
период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не
имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не
говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Современная педагогика и психология приоритетным направлением считают воспитание
детей в семье. Но не каждая семья готова взять на себя образовательные и развивающие функции.
И достаточно ли высок уровень педагогической культуры у родителей? Данное противоречие
привело к тому, что у большинства родителей возникает потребность в психологопедагогической помощи. Одним из направлений решения проблем и изменения существующей
ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их
кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении, что обуславливает
актуальность открытия групп кратковременного пребывания (ГКП) на базе образовательных
учреждений.
Цель: адаптация детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение ранней
социализации и сенсомоторного развития.
Задачи:
✓
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения;
✓
Формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми;
✓
Создание условий для обогащения чувственного опыта детей их
представления о многообразии свойств, предметов окружающего мира;
✓
Стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного,
слухового, осязательного и др.;
✓
Развитие интереса детей к совместному и самостоятельному обследованию
предметов, разнообразным действиям с ними;
✓
Установление контакта с родителями, психологическое просвещение.
Содержание программы
Группа кратковременного пребывания создается для детей, не посещающих детский сад,
с целью легкой адаптации к новым условиям, индивидуализации и всестороннего развития
личности ребенка. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком.
Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте
– это предметная деятельность). Программа включает 20 занятий, рассчитана на 6 месяцев, с
ноября по май. Встречи проводятся 1 раз в неделю (четверг), с 12-00 до 13-00.
Ожидаемые результаты реализации программы:
✓
Накопление сенсорного опыта;
✓
Развитие речи ребенка;
✓
Развитие контактов ребенка со взрослыми и сверстниками;
✓
Развитие мелкой и крупной моторики;
✓
Увеличение запаса знаний ребенка об окружающем мире;
✓
Успешная адаптация к условиям детского сада.
Форма организации – групповая, игровая.

2

Тематическое планирование
Октябрь
Вре
мя
3-я
неде
ля

Тема

Цель

Ход занятия

«Веселая
бабочка»

Знакомство участников
группы, установление
доверительных
отношений в группе;
развитие
эмоционального отклика,
мелкой моторики рук;
развитие внимания.

4-я
неде
ля

«Игрушки»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
тактильных ощущений,
слухового внимания;
развитие дыхательного
аппарата, тонкой
моторики рук; развитие
пространственного
мышления;
психологическое
просвещение родителей.

1.Ритуал приветствия
«Звонкий колокольчик»
2. Игра «Украсим бабочку»
3. П/и «Утром бабочка
проснулась»
4. Пальчиковая гимнастика
«Дружная семья»
5. Беседа с родителями:
«Выявление запросов
родителей» (заполнение
анкеты-знакомства)
6. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1.Ритуал приветствия
«Подари улыбку»
2. Д/и «Волшебный
чемоданчик»
3. Конструирование с
применением набора
психолога ПЕРТРА «Дом для
матрешки»
4. Игра «Наряди матрешку»
5. Дыхательное упражнение
«Самолетики»
6. П/и «Самолеты
приземляются»
7. Ритуал прощания
«Аплодисменты»

Вре
мя
1-я
неде
ля

Тема

Цель

«Зверушки!»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
подвижности
артикуляционной
моторики; развитие
восприятия, внимания,
мышления;
психологическое
просвещение родителей.

«Рыбки»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
речи, подвижности
артикуляционной
моторики; развитие
зрительного восприятия,
воображения;

Количество
минут
20 мин.

20 мин.

Ноябрь

2-я
неде
ля

Ход занятия

3

1. Ритуал приветствия
«Подари улыбку»
2. Артикуляционная
гимнастика «Угадай, кто?»
3. Д/и «Парные картинки»
4. Д/и «Кто, как говорит?»
5. П/и «Что сегодня делал
мишка?»
6. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1. Ритуал приветствия
«Звонкий колокольчик»
2. Пальчиковая гимнастика
«Покажи своей ладошкой»
3. Артикуляционная
гимнастика «Рыбка»

Количество
минут
20 мин.

20 мин.

психологическое
просвещение родителей.

3-я
неде
ля

«Идет
снежок»

4-я
неде
ля

«Новогодняя
елка»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
зрительного восприятия;
развитие
любознательности,
наблюдательности,
мышления; развитие
двигательной
активности, мелкой
моторики рук;
психологическое
просвещение родителей.
Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
двигательной
активности; развитие
тонкой моторики рук,
слухового и зрительного
восприятия.

4. Игра «Волшебство под
водой»
5. Игра с водой «Дом для
рыбки»
6. П/и «Хороводы рыбок»
7. Консультация родителей:
«Стили семейного
воспитания» (вручение
буклетов)
8. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1. Ритуал приветствия
«Подари улыбку»
2. Д/и «Слепи снеговика»
3. Опыты «Вода из снега»;
«Горячая, Теплая, Холодная»
4. Пальчиковая гимнастика
«Снежок»
5. П/и «Кидаемся снежками»
6. Дыхательная гимнастика
«Дуем на снежинки»
7. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1.Ритуал приветствия
«Звонкий колокольчик»
2. Сюрпризный момент
«Зимний гость»
3. Игра «Наряжаем елочку»
4. Хоровод «В лесу родилась
елочка»
5. Сюрпризный момент
«Подарки»
6. Ритуал прощания «До
свидания, дедушка мороз»

20 мин.

20 мин.

Декабрь
Вре
мя
3-я
неде
ля

4-я
неде
ля

Тема

Цель

Ход занятия

«Бусы для
сороки»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
мелкой моторики рук;
развитие зрительного
восприятия, внимания;
психологическое
просвещение родителей.

«Колеса для
машин»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
мышления, тонкой

1. Ритуал приветствия
«Подари улыбку»
2. Пальчиковая гимнастика
«Сорока-белобока»
3. Сюрпризный момент
«Грустная сорока»
4. Д/и с применением набора
психолога ПЕРТРА «Собери
бусы»
5. Д/и «Что изменилось?»
6. Игра «Подари сороке бусы»
7. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1. Ритуал приветствия
«Звонкий колокольчик»
2. Сюрпризный момент

4

Количество
минут
20 мин.

20 мин.

моторики рук; развитие
координации движений;
психологическое
просвещение родителей.

3. Д/и «красные и синие
кубики»
4. Конструирование с
применением набора
психолога ПЕРТРА «Гараж»
5. Пальчиковая гимнастика
«Колеса машины крутятсявертятся»
6. П/и «Забей гол»
7. Д/и «Скатываем мячики с
горы»
8. Ритуал прощания
«Аплодисменты»

Февраль
Вре
мя
1-я
неде
ля

Тема

Цель

Ход занятия

«Ветка
рябины»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
внимания, зрительного
восприятия; развитие
тонкой моторики рук,
мышления;
психологическое
просвещение родителей.

2-я
неде
ля

«Лучи
солнышка»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
тонкой моторики рук;
развитие концентрации
внимания, мышления;
развитие зрительного
восприятия,
двигательной
активности;
психологическое
просвещение родителей.

3-я
неде
ля

«Мужской
праздник»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
внимания, двигательной
координации, памяти;
развитие зрительного
восприятия;
психологическое
просвещение родителей.

1. Ритуал приветствия
«Подари улыбку»
2.Чтение потешки «Ты,
рябинушка…»
3. Д/и «Зеленые и красные
круги»
4. Пальчиковая гимнастика
«Ягодки падают на землю»
5. Д/и «Переложи ягодки»
6. П/и «Собираем листья»
7. Игра «Ягодки поспели»
8. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1. Ритуал приветствия
«Звонкий колокольчик»
2. Пальчиковая гимнастика
«Солнышко»
3. Д/и «Круги-квадраты»
4. П/и «Солнце и дождик»
5. Игра «Лучики»
6. Д/и «Дождик и зонтик»
7. Рисование «Веселое
солнышко»
8. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1.Ритуал приветствия
«Ласковое имя»
2. П/и «Барабан»
3. Д/и «Что это?»
4. Д/и «Кому, что?»
5. Д/и «Что изменилось?»
6. П/и «Папины тапочки»
7. Игра «Окошки на корабле»
8. Ритуал прощания
«Аплодисменты»

5

Количество
минут
20 мин.

20 мин.

20 мин.

4-я
неде
ля

«Колечко для
куклы»

Развитие эмоциональноволевой сферы; Развитие
речи, подвижности
артикуляционной
моторики; развитие
внимания, мышления,
зрительного восприятия;
развитие тонкой
моторики рук;
психологическое
просвещение родителей.

Вре
мя
1-я
неде
ля

Тема

Цель

«Следы
котенка»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
тонкой моторики рук;
развитие речи; развитие
двигательной
координации; развитие
внимания, мышления;
психологическое
просвещение родителей.

1. Ритуал приветствия
«Синий, красный, желтый и
зеленый»
2. Артикуляционная
гимнастика «Сказка о язычке»
3. Сюрпризный момент «Что
случилось, Оля?»
4. Чтение сказки-игры С.
Маршака «Кто колечко
найдет?»
5. Д/и «Найди колечко»
6. Д/и «В какой руке?»
7. Д/и с применением набора
психолога ПЕРТРА «Собери
колечки»
8. Игра «Колечко для куклы»
10. Ритуал прощания
«Аплодисменты»

20 мин.

Март

2-я
неде
ля

«Цветы к 8
Марта!»

3-я
неде
ля

«Орешки для
белочки»

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Синий,
красный, желтый и зеленый»
2. Пальчиковая гимнастика
«Котята»
3. Сюрпризный момент «Что за
гость у нас сегодня?»
4. Д/и «Какой он, котенок?»
5. П/и «Мы – котята»
6. Д/и «Что тут спрятано?»
7. Игра «Следы от котят»
8. Консультация для родителей:
«Играя, развивай!» (вручение
буклетов)
9. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
Развитие эмоционально- 1. Ритуал приветствия «Звонкий
волевой сферы; развитие колокольчик»
двигательной
2. П/и «Мы сначала будем
координации; развитие
хлопать»
артикуляционной
3. Д/и «Детеныши»
моторики; развитие речи, 4. Пальчиковая гимнастика «В
тонкой моторики рук;
лесу»
психологическое
5. Д/и «Накорми животных»
просвещение родителей. 6. Чтение стихотворения с
договариванием
7. Игра «Вырос цветок»
8. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
Развитие эмоционально- 1.Ритуал приветствия «Синий,
волевой сферы; развитие красный, желтый и зеленый»
внимания, двигательной 2. Сюрпризный момент «Кто в
координации, тонкой
гости к нам пришел?»
6

Количест
во минут
20 мин.

20 мин.

20 мин.

моторики рук; развитие
зрительного восприятия;
психологическое
просвещение родителей.

4-я
неде
ля

«Часы»

3. Д/и «Носик, носик»
4. П/и «Поймай хвостик»
5. Д/и «Фасоль – горох»
6. П/и «Что умеет делать белка»
7. Игра «Орешки для белки»
8. Консультация для родителей:
«Детская агрессия» (вручение
буклетов)
9. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
Развитие эмоционально- 1. Ритуал приветствия «Звонкий
волевой сферы; развитие колокольчик»
двигательной
2. П/и «Тик-так»
координации; развитие
3. Артикуляционная гимнастика
артикуляционной
«Стрелки часов»
моторики; развитие речи, 4. Д/и «Песочные часы»
тонкой моторики рук;
5. П/и «День – ночь»
психологическое
6. Чтение стихотворения Б.
просвещение родителей. Корсунской « Кукла Наташа»
7. Пальчиковая гимнастика
«Часы и мышь»
8. Консультация для родителей:
«Сказки в жизни малыша»
(вручение буклетов)
9. Ритуал прощания
«Аплодисменты»

20 мин.

Апрель
Вре
мя
1-я
неде
ля

2-я
неде
ля

Тема

Цель

Ход занятия

«Полоски на
зебре»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
координации движений,
слухового внимания;
развитие тонкой
моторики рук,
мышления.

«Репка»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
тонкой моторики рук,
мышления; развитие
зрительного восприятия;
психологическое
просвещение родителей.

1. Ритуал приветствия
«Ласковое имя»
2. Д/и «Что у меня в мешке?»
3. П/и «Лошадки»
4. Д/и «Зарядка для животных»
5. Чтение стихотворения Р.
Рамазанова «Зебра»
6. Пальчиковая гимнастика
«Зебра»
7. Фокус «Зебра»
8. Д/и «Черный-белый»
9. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1. Ритуал приветствия «Звонкий
колокольчик»
2. Пальчиковая гимнастика
«Капустка»
3. Д/и «Какого цвета овощ?»
4. Д/и «Что в мешочке?»
5. П/и «Собираем урожай»
6. Д/и «От меньшего к
большему и от большего к
меньшему»
7. Игра «Выросла репка»

7

Количество
минут
20 мин.

20 мин.

3-я
неде
ля

4-я
неде
ля

«Поезд»

Развитие эмоциональноволевой сферы; развитие
внимания, мышления;
развитие зрительного
восприятия; развитие
двигательной
координации.

«Заключитель Развитие эмоциональноное занятие. волевой сферы; развитие
Подушки»
тонкой моторики рук,
мышления; развитие
внимания; развитие
речи.

8. Консультация для родителей:
«Адаптация к детскому саду»
(вручение буклетов)
9. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1.Ритуал приветствия «Подари
улыбку»
2. Сюрпризный момент «Мы
едем, едем, едем…»
3. П/и «Мы играем на
гармошке»
4. Д/и «Транспорт и мебель»
5. Д/и «Цвета»
6. Игра с применением набора
психолога ПЕРТРА «Поезд»
7. П/и «Колеса»
8. Игра «Колеса для поезда»
9. Ритуал прощания
«Аплодисменты»
1. Ритуал приветствия «Звонкий
колокольчик»
2. Пальчиковая гимнастика
«пальчики спят»
3. Д/и «Части суток»
4. Конструирование «Комната»
5. П/и «Повтори»
6. Д/и «Геометрические
фигуры»
7. Чтение стихотворения А.
Введенского «Песня
машиниста»
8. Д\и «Сошьем подушку»
9. Игра «Подушки для
мышонка»
10. Ритуал прощания
«Аплодисменты»

20 мин.

20 мин.

Список использованной литературы
1. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
2. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 144 с.
3. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.П. Психология и педагогика [Текст]: учебник для
студ. вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.
4. Фьюэл, Р.Р., Вэдэзи, П.Ф. Обучение через игру [Текст]: руководство для педагогов и
родителей – СПб.: Институт раннего вмешательства, 1994. – 15 с.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».