Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3-7 лет Цветные ладошки

1

Пояснительная записка
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания
дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него
разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной
деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших
направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему
разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом
прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования
является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без
реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество»,
составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство
располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных,
традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники
рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление
художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в
развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками
позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование
без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен
пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,
неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить
людям радость. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить
добро и красоту, приносить людям радость.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа
направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием
материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои
рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает
экспериментировать,
творить.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать,
пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом,
развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных
ситуациях.
Актуальность программы: НОД в кружке позволяет развивать у детей не только
художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель программы: развивать у детей художественно-творческие способности,
средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы
Развивающие:
❖ Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные
способности в процессе рисования.
❖ Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
2

❖ Развивать форма - и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук,
ассоциативное мышление, воображение.
❖ Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
❖ Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных
материалов).
❖ Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
❖ Учить использованию различных материалов
❖ Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
❖ Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
❖ Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и
создавать
❖ композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
❖ Формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
❖ Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
❖ Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании
коллективных работ.
Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:
-приобщение детей к творчеству;
-знакомство детей с различными техниками рисования;
-знакомство детей с различными материалами.
Особенности программного материала кружка.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и
последующим
обучением. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом
детей и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном
процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе
с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с
использованием различных материалов.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе
с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с
использованием различных материалов.
Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами.
Придумывать и создавать композиции, образы.
Поощряет и поддерживает детские творческие находки.
Срок реализации: 1 год.
Количество занятий в неделю - 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. НОД
будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий
воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или
творческое применение освоенной НТР), упражнения для развития моторики, организация
мини-выставок.
Длительность каждой НОД для детей данного возраста – 30 мин.
Списочный состав группы – 15 воспитанников.
Основные этапы реализации:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей
нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами
выразительности.
3

На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности
детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных
техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для
формирования выразительного образа в рисунках.
Возрастные особенности детей 3-7 лет.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая
гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики
охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские
образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и
дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена
различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на
котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не
воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга
точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной
степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно
объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими
к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения
связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм
позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции
школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на
разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать
особенные техники и приёмы.
Дети подготовительного группы могут освоить следующие техники нетрадиционного
рисования:
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его
половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).
После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается
пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист
после рисования нескольких украшений.
4

Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в
композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа
рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж
выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для
отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан
оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также
можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок
краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,
трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее
на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее
конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.
Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов,
затем прикладывает его
окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки
на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики
вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы
большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и
правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не
закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
5

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон,
который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа
вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист,
контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги, прокрашенные
в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист, резко выдергивают
нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями
нанести изображение.
Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри.
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть
так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к
пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами.
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт, в блюдце с краской и наносит
отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование тычком).
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и
наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При
необходимости изображение дорисовывается кистью.
Основные применяемые технологии:
- Здоровье сберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии
- Технология исследовательской деятельности
- ИКТ
Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года ребёнок:
• уверен в действиях и ответах в течение НОД;
6

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении
изображения на листе;
уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
проявляет фантазию, художественное творчество;
умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
завершает работы декором;
умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
умеет использовать трафареты и печати при работе;
завершает работу декором;
умеет убирать за собой рабочее место.

Ожидаемый результат работы кружка:
Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками
нетрадиционной техники рисования и применять их;
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- расширение и обогащение художественного опыта.
-сформируются навыки трудовой деятельности;
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
- умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- проявляет фантазию, художественное творчество;
- завершает работы декором;
- умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
- завершает работу декором;
- умение убирать за собой рабочее место.
Формы подведения итогов в конце года: проведение выставок детских работ
Перспективный план работы кружка «Цветные ладошки»
СЕНТЯБРЬ
N
Тема
Тема занятия
Техника
Программное содержание
п/п
недели
1
«Дом
«Воздушные
Краски «эбру», Совершенствовать умения и навыки в
ребенка»
шары»
кисти, бумага
свободном
экспериментировании
с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.
«Планета
Рисование
Закрепить технику рисование ладошкой.
дружбы»
ладошками
Развивать чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
«Моя семья, «Дом,
в Рисование
с Упражнять в комбинировании различных
7

мои
домашние
занятия»

2

3

котором
живу»

«Моя семья»

«Овощи»

«Натюрморт»
(витаминосодержащ.
картофель)

«Грибы»

4

"Сезонные
изменения в
«Осенний
природе
коврик»
(дождь,
листопад"

Дождик

я элементами
аппликации

техник; развивать чувство композиции, ритма.
Развивать цветовосприятие, умение подбирать
для своей композиции соответствующие
цветовые сочетания, развивать фантазию,
творческое
мышление,
соответствующие
цветовые сочетания.
Рисование
+ Учить самостоятельности в выборе сюжета и
аппликация
техники исполнения. Продолжать учить
работать с гуашью. Воспитывать интерес к
творчеству.
Способствовать
развитию
мышления,
художественно-эстетических
навыков,
мелкой
моторики,
глазомера,
внимания.
Оттиск
Познакомить
с
техникой
печатания
печаткой
из картофелем, поролоновым тампоном. Показать
картофеля
приём получения отпечатка. Учить рисовать
овощи, в банке. По желанию можно
использовать рисование пальчиками. Развивать
чувство композиции. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
Рисование
Развитие
способности
рисовать
по
акварельными представлению, знакомство с понятиями
красками
«композиция», «первый план», обучение
заливке и детализации фона, формирование
умения сочетать разные материалы в работе,
обучению сюжетному рисованию
Упражнять в комбинировании различных
техник; развивать чувство композиции, ритма.
(Оттиск
Развивать цветовосприятие, умение подбирать
пробкой
и для своей композиции соответствующие
печатками)
цветовые сочетания, развивать фантазию,
творческое
мышление,
соответствующие
цветовые сочетания.
Учить рисовать дождь пальчиком, равномерно
распределяя капли по поверхности альбомного
Рисование
листа. Продолжать учить передавать в рисунке
пальчиками
несложные
явления
действительности.
Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать
чуткое и бережное отношение к природе.

8

ОКТЯБРЬ
Тема недели Тема занятия

N
п/п
1
«Фрукты,
витаминная
корзина»

2

3

4

Техника

Программное содержание

Продолжать учить составлять натюрморт из
фруктов, определять форму, величину, цвет и
расположение различных частей, отображать эти
признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном
закрашивании изображений фруктов восковыми
мелками, создании созвучного тона с помощью
акварели.
«Компоты и Освоение
Познакомить
детей
с
новым
видом
варенье»
техники
изобразительной технике – печатание фруктами.
печатание
Упражнять в печатании. Развивать чувства
фруктами
композиции
световосприятие,
память,
(оттиск).
наблюдательность. Обобщить знания о фруктах
и ягодах. Воспитать у ребенка художественный
вкус.
«Живая
и «Волшебный Освоение
Продолжать
знакомить
детей
с
неживая
лес»
техники
нетрадиционными техниками рисования «печать
природа»
печатания
листьями»; развивать у детей мелкую моторику
листьями
рук; фантазию, творческие способности, чувство
композиции, восприятия; воспитывать интерес к
осенним явлениям природы.
«Наш друг – Техника
Продолжать знакомить с нетрадиционными
черепаха»
рисования
приемами рисования. Воспитать у ребенка
свечкой
художественный вкус.
«Мой город» «Любимый
Рисование по- Познакомить с техникой рисование по-мокрому,
город»
мокрому листу учить равномерно мочить лист водой. Умение
(северное
видеть границы сливание красок, умение
сияние)
проводить параллельную линию.

«Человек»

«Фруктовая
мозаика»

Восковые
мелки,
акварель

«Необычные
машины»

Оттиск
пробкой
печатками

«Российский
флаг»

Рисование
флага
помощью
комочков
свернутой
бумаги
(красной,
синей, белой)
клей, акварель
(клеевая
техника,
витраж)

«Нарисуем
друга»

Упражнять в комбинировании различных
и техник; развивать чувство композиции, ритма.
Развивать цветовосприятие, умение подбирать
для
своей
композиции
соответствующие
цветовые сочетания, развивать фантазию,
творческое
мышление,
соответствующие
цветовые сочетания.
Умение обрывать небольшой лист бумаги,
с скатывать его в комочек. Обмакивать этот
комочек в определённую гамму цветов. Развитие
мелкой моторики руки.

Познакомить с техникой рисования витраж.
коррекция мелкой моторики руки. Развивать
творческие
способности
детей
и
художественный вкус.

9

НОЯБРЬ
N Тема недели
п/п
1
«Поздняя
осень.
Перелетные
птицы»

2

Тема занятия
«Птицы
улетают»
»

Метод тычка

«Лебеди»

Рисование
ладошками

«Домашние «Пушистая
животные,
кошечка»
питомцы и их
детеныши»

«Щенок»

3

4

Техника

Метод тычка

Программное содержание
Рисование в технике тычка щетинистой кистью.
Учить детей отражать в рисунке представление о
перелетных птицах; Вызвать интерес к
рисованию стайки птиц в технике тычка;
Воспитывать любознательность, художественный
вкус, интерес к занятию рисованием.
Закрепление
у
детей
навыка
использования нетрадиционного
приёма
рисования ладошкой. Уточнить представление о
внешнем виде лебедя (особенности строения,
окраска);
Воспитывать любознательность, художественный
вкус, интерес к занятию рисованием.
Рисование в технике тычка ватными палочками.
Учить детей отражать в рисунке животных;
Уточнить представление о внешнем виде кошки
(особенности строения, окраска);
Воспитывать любознательность, художественный
вкус, интерес к занятию рисованием.

Печать
трафарету

по Формирование и закрепление знаний детей об
отличиях домашних и диких животных, о
строении и пользе домашних животных.
«Я в мире "Зимняя
Рисование
познакомить с названиями головных уборов;
человека»
шапка"
пальчиком
учить сравнивать предмет; развивать мышление;
прививать навыки бережного отношения к
головным уборам; воспитывать эстетический
вкус.
«Маски для ИзготовУчить обводить трафареты восковыми мелками,
театра»
ление
и обращать внимание на крупные детали.
разукрашиРазвивать цветовосприятие. Воспитывать у детей
вание масок.
умение работать индивидуально.
Акварель,
восковые
мелки
«Одежда,
«Эх,
Оттиск
Продолжать знакомство с техникой рисования
обувь»
валенки!»
печатками
оттиск печатками из картофеля, развивать
воображение и инициативу. Учить составлять
узор из имеющихся элементов.
«Мои
Оттиск
Упражнять в технике печатания. Закрепить
рукавички»
печатками из умение украшать предмет несложной формы,
картофеля,
нанося рисунок по возможности равномерно на
пробкой,
всю поверхность. Воспитывать аккуратность.
рисование
пальчиками

10

ДЕКАБРЬ
Тема недели Тема занятия

N
п/п
1
«Зима»

«Зимний лес»

«Волшебница
зима»

2

«Зима»

«Морозный
узор»

«Снег»

3

«Мой дом. «Чашка»
Предметы
домашнего
обихода.
мебель»
»
«Разукраши
вание
тарелки»

4

«Зима.
Праздники»

«Елочка
нарядная»

«Дед Мороз»

Техника

Программное содержание

Печать
по Упражнять в печати по трафарету. Закрепить
трафарету,
умение рисовать солью. Развивать чувство
рисование
композиции.
Воспитать
у
ребенка
солью
художественный вкус.
Техника
Познакомить с нетрадиционной техникой
рисования
рисования «Набрызг многослойный».
набрызг
повторить и уточнить представления детей о
зиме как времени года; отрабатывать умение
работать в технике «набрызг»,;
коррекция мышления на основе упражнений в
установлении логических связей;
Воспитывать аккуратность при работе.
Рисование
Вызвать у детей интерес к зимним явлениям
свечой
природы.
Развивать
зрительную
наблюдательность,
способность
замечать
необычное в окружающем мире и желание
отразить увиденное в своём творчестве.
Совершенствовать умения и навыки детей в
свободном
экспериментировании
с
изобразительным материалом, помочь детям
освоить
метод
спонтанного
рисования.
Развивать воображение, творчество.
Рисование
Закрепить умения рисовать большие снежинки
пальчиками,
с
помощью
печаток
или
рисования
оттиск
пальчиками. Развивать чувство к прекрасному.
печатками
Оттиск
Упражнять в технике рисования тычком,
печатками,
печатание печатками. Развивать чувство
печать
по композиции. Учить дорисовывать предмет.
трафарету,
Воспитывать у детей умение работать
ватные
индивидуально.
палочки
Из
соленого Учить
рисовать
простейшие
фигурки,
теста разукра- состоящие из многих отпечатков пальчиков,
шивание
пользоваться всей разноцветной гаммой
тарелки
краской. Воспитывать у детей умение работать
кисточкой
индивидуально.
(Рисование
Закрепить
умение
изображать
елочные
пальчиками,
игрушки. Создать праздничное настроение,
оттиск
развивать воображение, самостоятельность в
поролоном)
выборе цветовой гаммы. Развивать чувство
композиции.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
(Гуашь + соль) Научить
новому
приему
оформления
изображения: присыпание солью по мокрой
краске для создания объемности изображения.
Воспитать у ребенка художественный вкус.

11

ЯНВАРЬ
N
п/п
1
«Зимние
забавы»

Тема
занятия
«Снеговик»

«Снежок»

2

«Дикие
животные»

«Мой
мишка»

«Лиса
краса»

3

Природа
севера,
птицы,
животные

Техника

Программное содержание

Комкание
бумаги
(скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение
сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и
рисование. Учить дорисовывать картинку со
снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.).
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Рисование
Познакомить с техникой рисования свечой,
свечой,
тонировать
фон.
Воспитать
у
ребенка
акварель
художественный вкус.
Рисование
Учить рисовать изображение крупно и располагать
мятой бумагой в соответствии с размером листа. Закреплять
умение рисовать мятой бумагой, изображать части
тела, соблюдать их относительную величину,
расположение и цвет.
– Смешанная
Закрепить навыки рисования нетрадиционной
техника:
техникой – тычком жесткой кистью, позволяющий
тычком,
наиболее ярко передать изображаемый объект,
поролоновый характерную фактурность его внешнего вида
оттиск,
(объем, пушистость). Расширять знания о диких
ватными
животных, прививать любовь к ним. Развивать
палочками
творческое воображение детей, создавать условия
для развития творческих способностей.

«Северное
сияние»

Рисование по- Познакомить с техникой рисование по-мокрому,
мокрому листу учить равномерно мочить лист водой. Умение
видеть границы сливание красок, умение
проводить параллельную линию.
«Снегири на Метод тычка
Рисование в технике тычка щетинистой кистью.
ветке»
Учить детей отражать в рисунке представление о
зимующих птицах; Вызвать интерес к рисованию
стайки птиц в технике тычка; Уточнить
представление
о
внешнем
виде
снегиря
(особенности строения, окраска);
Воспитывать любознательность, художественный
вкус, интерес к занятию рисованием.

ФЕВРАЛЬ
Тема недели

N
Тема
Техника
п/п
занятия
1 «Я в мире «Портрет
Оттиск печатками
человек.
папы»
Части
тела,
организм
человека»
«Загадочные Кляксография
струйки»
2

«Транспорт»

«Подарок

Программное содержание

Упражнять в технике рисования тычком,
печатание печатками. Развивать чувство
композиции. Учить дорисовывать предмет.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Упражнять детей в кляксографии. Развивать
дыхательную
систему.
Развивать
воображение и мышление.
Оттиск печатками из Упражнять в рисовании с помощью печаток.
12

3

«Военные
профессии.
Защитники
отечества.»

для папы»

картофеля

«Самолет»

Рисование в технике
набрызга,
использование
трафаретов
–
самолет.
Рисование в технике
пластинография

«Наша
Армия»

Рисуем по Освоение рисования
шаблону
по шаблону
«Танк»

4

«Знакомство с «Пожар»
профессиями»

«По
замыслу»

N
п/п

1

Рисование
пленкой,
кисть

мокрой
краски,

Свободное
экспериментирование

МАРТ
Тема недели

Тема
занятия
«Международный «Подарок
женский день»
для мамы»

«Весенняя
фантазия»

Закреплять
умение
дорисовывать
у
полураспустившихся цветов стебельки и
листочки. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус
Познакомить
с
техникой
набрызга.
Продолжать
знакомство
с
техникой
рисования тычком. Учить наносить тычком
по контору, затем заполнять тычком
пространство в середине контура.
Расширять представление о празднике,
развитие
мелкой
моторики
рук,
использование определенных цветов
связанных с военной техникой
Расширять представление детей о строении
сложных предметов, развивать способность
находить
взаимосвязь
главного
и
второстепенного. Научить детей смотреть на
одну и ту же форму с разных сторон, помочь
увидеть многообразие предметов, развивать
воображение.
Обучать
способам
изображения разных объектов приемом
обрисовывания готовых шаблонов разных
геометрических форм.
Учить рисовать небольшие предметы
круглой формы (желтый, красный). Мочим
кусок целлофана и расставляем по листу
бумаги- затем сжимаем. На этом фоне
рисуем черной краской силуэт пожарной
машины и дом.
Совершенствовать умения и навыки в
свободном
экспериментировании
с
материалами необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках.
Закрепить
умение
выбирать
самостоятельную технику и тему.

Техника

Программное содержание

Печать
по
трафарету,
объёмное
изображение с
использованием
опилок;
рисование
ватным
и
палочками.
Рисование
пальчиками

Учить детей украшать цветами и рисовать при
помощи опилок (смешивать клей ПВА и
опилки, нанести на трафарет). Закреплять
умение пользоваться знакомыми техниками.
Учить располагать изображение на листе поразному.

13

Упражнять
в
рисовании
пальчиками,
скатывании шариков из салфеток. Развивать
чувство композиции. Воспитать у ребенка

2

«Водоемы.
Обитатели
морей»

«Подводный Освоение
мир»
техники рисова
ния мыльными
пузырями.

«Рыбки
в Техника
аквариуме» пуантилизм

3

«Весна»

«Какого
нетрадиционной
цвета весна» техники рисова
ния «монотипия
»
«Весеннее
дерево»

4

«Весна.
птиц»

Прилет «Грачи
прилетели»

Рисование
свечой
Техника печать

Скворечник Рисование
элементами
аппликации

с

художественный вкус.
Познакомить с нетрадиционной техникой
рисования – мыльными пузырями. Упражнять
детей в использовании нетрадиционной
техники рисования – мыльными пузырями;
Развивать
дыхательный
аппарат;
Способствовать формированию у детей
положительных эмоций; Воспитывать интерес
к творчеству
приобщать детей к творчеству путём
использования
нетрадиционной
техники
рисования
пуантилизм;
- вызвать у детей интерес к образу
рыбки, упражнять в раскрашивании разными
способами с применением нетрадиционной
техники
пуантилизм,
добиваться
выразительности образа путём контрастного
сочетания цветов;
Активизировать технические навыки работы с
гуашью
и
акварелью,
используя
нетрадиционные приемы в рисовании.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Закрепить умение рисовать свечой и
акварелью. Учить создавать выразительный
образ. Развивать чувство композиции.
Учить детей видеть красоту природы через
средства
изобразительной
деятельности.
Продолжать
развивать
способность
к
образному восприятию красоты природы и её
передаче
с помощью
цвета, формы,
композиции.
Закреплять умение рисовать
техникой «печать» птицы,
закреплять
умение методом
тычка (ватными
палочками) почки на деревьях, рисовать ствол
дерева кистью.
Развивать у детей интерес к рисованию;
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
побуждать развитие фантазии. Воспитывать
бережное отношение к природе, желание
помогать птицам.

АПРЕЛЬ
N
Тема недели Тема занятия
Техника
Программное содержание
п/п
1
«Откуда хлеб «Колосок»
Конструировать Познакомить
детей
с
особенностями
на столе?»
колосья
из строения колоса; учить делать объемную
бумаги
поделку; конструировать колосья из бумаги,
используя схему; расширять знания по теме.
Закреплять приемы аккуратного наклеивания,
развивать умение правильно пользоваться
14

2

3

4

клеем, кисточкой, развивать координацию
движений обеих рук.
"Весна
рисовать
Продолжать
знакомить
детей
пришла"
ватными
с нетрадиционной
техникой
рисования;
палочками
учить рисовать ватными палочками.
«Космос.
«Космический Рисование
Создание космических пейзажей, образа
Планета Земля» сон»
свечой
звездного неба, используя смешения красок и
набрызг.
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционными
приемами
рисования.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
«Звёздное
Оттиск мятой Продолжать
учить
комкать
бумагу.
небо»
бумагой
Продолжать знакомить с приёмом рисования
мятой бумагой, развивать мелкую моторику
рук. Воспитывать аккуратность при работе с
красками.
«Мой
город. «Весеннее
Рисование
Закрепить умение рисовать свечой и
Мой край. Моя дерево»
свечой
акварелью. Учить создавать выразительный
страна»
образ. Развивать чувство композиции.
«Ёжики
на Тычок жёсткой Закрепить
умение
пользоваться
опушке»
полусухой
техниками «тычок
жёсткой
полусухой
кистью, оттиск кистью», «печать смятой бумагой». Учить
смятой
дополнять
изображение
подходящими
бумагой.
деталями, в том числе сухими листьями.
«Скоро
в "Подарок для "Рисование + Учить
и
развивать
детей
создавать
школу»
выпускников" аппликация"
монохромную
пейзажную
композицию.
Показать
возможности
силуэтной аппликации для
передачи
выразительности
создаваемого
образа.
Развивать и совершенствовать приемы работы
с ножницами.
"Веточка
Метод тычка
Закрепить и расширить знания детей о вербе.
вербы"
Расширять представления детей об изменениях
в неживой природе весной. Развивать мелкую
моторику рук, воспитывать усидчивость и
терпение. Развивать воображение, фантазию,
интерес
к нетрадиционным
техникам
рисования.

МАЙ
N Тема недели Тема занятия
Техника
Программное содержание
п/п
1
«День
«Салют в День Тычок
жесткой Продолжать знакомить детей со способом
победы»
Победы»
полусухой кистью рисования тычком жѐсткой сухой кистью;
совершенствовать
умение
правильно
держать кисть при рисовании, осваивать
цветовую палитру: жѐлтый, красный,
зелѐный,
синий
цвета;
развивать
эстетическое восприятие, расширять знания
об окружающей действительности
«Черемуха – Рисование
Продолжать знакомить детей с техникой
цветы
для красками
рисования тычком. Формировать чувство
15

ветеранов»
2

«Растения»

3

«Насекомые»

4

«Летний
воздух»

композиции и ритма. Воспитывать у детей
умение работать индивидуально.
«Одуванчики - техника – набрызг Продолжить
развивать
у
детей
пушистое чудо (многослойный) художественно-творческие способности с
природы»
помощью техники - «Набрызг». Обучать
особенностям изображения объектов с
помощью техники «Набрызг», развивать
мелкую
моторику,
цветовосприятие,
эстетические
восприятие,
воспитывать
бережное отношение к природе средствами
искусства. Продолжить осваивать технику –
набрызг (многослойный).
«Белая берёза» Рисование
Учить рисовать веточки, упражнять в
пальчиками
технике рисования пальчиками. Закрепить
навыки рисования и чувство композиции.
Бабочки
Техника
- Познакомить с техникой монотипии.
монотипия
Познакомить с симметрией. Развивать
пространственное мышление. Воспитывать
у детей умение работать индивидуально.
«Улитка»
Рисование
Учить
выполнять
отпечаток
плотно
кулачком
прижимая кулачок к бумаге. Учить
располагать предметы по всему листу,
развивать чувство композиции.
"Летние
Техника
- Учить передавать в рисунке радостное
цветы"
линотипия
настроение, связанное с приходом лета.
Формировать
умение
самостоятельно
выбирать цветовую
гамму
красок,
соответствующую
радостному летнему
настроению.
Познакомить
с нетрадиционный
техникой
–
линотипия, закрепить прием работы
кистью и красками.
"Летнее
Рисование
Развивать
творческое
воображение,
настроение"
ладошками
внимание, мелкую моторику и координацию
движения рук, умение работать
в
коллективе. Воспитывать аккуратность,
интерес к рисованию.

Список используемой литературы.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.;
«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
•
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.;
«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
•
Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для
воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
•
Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
•
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое
общество России, 2005г.
•

16

•
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО,
2008г.
•
Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности
в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
•
Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной
изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
•
Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
•
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия
холдинг, 2004г.
•
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста.
Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».