1 компенсирующей направленности осуществляется на основании приказа руководителя Учреждения. 1.5. В группу компенсирующей направленности могут включаться воспитанники разного возраста (разновозрастные группы). 1.6. Группа компенсирующей направленности открывается в помещениях, отвечающих действующим санитарных правил и правил пожарной безопасности при наличии соответствующего материально-технического, программнометодического и кадрового обеспечения. 1.7. Группа компенсирующей направленности функционирует в режиме 5дневной рабочей недели, выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. Группа может функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов) с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 19.00; в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 07.00 до 19.00; 1.8. Контроль деятельности группы компенсирующей направленности осуществляется администрацией МАДОУ «ДС «Виниклюзия». 1.9. Питание в группе компенсирующей направленности организуется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»». 2. Основные задачи группы компенсирующей направленности 2.1. Основными задачами организации деятельности группы компенсирующей направленности являются: - создание условий для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; - реализация адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей; - проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки. 3.Порядок комплектования группы компенсирующей направленности 3.1. Дети в группу компенсирующей направленности зачисляются в соответствии с Правилами приема воспитанников на обучение по образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ «ДС «Виниклюзия». 2 3.2. Комплектование групп общеразвивающей направленности осуществляется ежегодно на 1 сентября. При наличии свободных мест, прием детей может проводиться в течение всего учебного года. 3.3. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогическая комиссии (далее – ТПМПК), договора между Учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника, а также документов согласно Правил приема воспитанников на обучение по образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ «ДС «Виниклюзия». 3.4. Период и срок посещения группы компенсирующей направленности воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья определяется решением ТПМПК. 3.5. Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в возрасте старше 3 лет; для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3 лет; для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет; для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих возрастных групп; для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп. 3.6. Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомофизиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно. 3 3.7. Перевод в другую группу, отчисление воспитанников группы компенсирующей направленности производится в соответствии с Порядком и основанием перевода, отчисления воспитанников МАДОУ «ДС «Виниклюзия», по письменному заявлению родителей (законных представителей), на основании приказа руководителя Учреждения. 4. Организация и осуществление образовательной деятельности 4.1. В группе компенсирующей направленности образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. 4.2. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. 4.3. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. 4.4. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении территориальной психологомедико-педагогической комиссии. 4.5. Для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. 4.6. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается: 1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению: присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; 2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных 4 кресел и других приспособлений). 4.7. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учительдефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учительлогопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу: для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога; для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога; для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника); для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагогапсихолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда; для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда; для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога; для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника). На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора. 4.8. Режим дня, расписание организованной образовательной деятельности группы компенсирующей направленности составляется в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами на учебный год и утверждается руководителем Учреждения. 5. Организация деятельности педагогического персонала 5.1. Деятельность учителя-логопеда направлена на координацию коррекционноречевой работы, организацию интегративную деятельности всех участников коррекционно-образовательного процесса. 5.1.1. Учитель-логопед: 5 - ведет образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья или отстающими от возрастной нормы в форме подгрупповой, групповой и индивидуальной деятельности на основании рекомендаций ТПМПК и психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) МАДОУ «ДС «Виниклюзия»; - планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общем коллективе воспитанников группы; - консультирует педагогов, работающих с детьми группы комбинированной направленности по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса по развитию и коррекции речи; - проводит совместные интегрированные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.); - участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка, имеющего трудности в обучении; - ведет установленную документацию. 5.2. Деятельность воспитателя группы компенсирующей направленности направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционнопедагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе. 5.2.2. Особенностями организации работы воспитателя группы компенсирующей направленности являются: - организация образовательной деятельности с воспитанниками, создание необходимого образовательного пространства, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство Учреждения в целом; - обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, рекомендаций специалистов; - участие в разработке образовательных, адаптированных, рабочих программ, методических рекомендаций по дошкольному образованию; - взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по вопросам развития и воспитания ребенка в семье; - ведение установленной документации. 5.3. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья воспитанников. 5.3.1. Педагог-психолог: - отслеживает динамику обучения и уровня социальной адаптации в процессе включения ребенка в инклюзивную среду группы комбинированной направленности и Учреждения в целом; 6 - разрабатывает и реализует профилактическую и коррекционноразвивающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - оказывает помощь воспитателю группы в подборе педагогических методов и приемов, направленных на овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья содержанием образовательной программы дошкольного образования; - взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье, осуществляет преемственность в работе Учреждения и семьи; - участвует в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры специалистов, педагогического коллектива и других сотрудников; - участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего трудности в обучении; - ведет установленную документацию. 5.4. Деятельность учителя-дефектолога направлена на обеспечение успешного овладения адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, способствовать познавательно, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развитие жизненных компетенций ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенкаинвалида тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества. 5.4.1. Учитель-дефектолог: - организует коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в форме подгрупповой, групповой и индивидуальной деятельности; - планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе воспитанников группы; - проводит педагогическую диагностику с целью выявления особенностей в развитии деятельности, темпа и успешности усвоения учебного материала, возможности использования полученных способов действия в новой ситуации и пр.; - определяет актуальные задачи, принципы, методы, формы, приемы и средства, повышающие более успешное усвоение образовательной программы дошкольного образования, развитие учебной мотивации и повышение самостоятельности воспитанника; - определяет критерии, позволяющие оценить эффективность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего трудности в обучении; - осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам развития и воспитания ребенка в семье; 7 - ведет установленную документацию. 5.5. Деятельность тьютора направлена на организацию процесса индивидуальной работы с воспитанниками по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организацию их персонального сопровождения в образовательном пространстве. 5.5.1. В функции тьютора входит: - организация образовательного пространства воспитанника в соответствии с его индивидуальными возможностями; - сопровождение воспитанника в воспитательно-образовательном процессе, организация взаимодействия воспитанника с другими педагогическими работниками, а также воспитанниками группы; - участие в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - контроль и оценка эффективности построения и реализации адаптированной образовательной программы; - организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам развития и воспитания ребенка в семье. - ведение установленной документации. 5.6. Деятельность ассистента (помощник воспитателя) направлена на выполнение под руководством воспитателя ежедневной работы, обеспечивающей создание условий для социальной и психологической реабилитации, социальнотрудовой адаптации воспитанников, а также обеспечение поддержания и укрепления здоровья детей, соблюдения ими распорядка дня. 5.6.1. В функции ассистента (помощник воспитателя) входит: - участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников; - под руководством воспитателя обеспечение сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня; - организация с учетом возраста воспитанников работы по развитию навыков самообслуживания; - взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития навыков самообслуживания. - ведение установленной документации. 5.7. Деятельность музыкального руководителя, хореографа направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. 5.7.1. Особенностями работы музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности являются: - организация музыкально-художественной образовательной деятельности с воспитанниками по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования; 8 - взаимодействие со специалистами Учреждения по вопросам организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; - консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития музыкально-художественной деятельности ребенка в семье; - участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - ведение необходимой документации. 5.8. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. 5.8.1. В группе компенсирующей направленности организация работы инструктора по физической культуре предусматривает: - организацию образовательной деятельности по физической культуре (в том числе совместно с другими специалистами) с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей, индивидуальных особенностей по адаптированным образовательным программам дошкольного образования; - оказание консультационной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье; - регулирование физической нагрузки на воспитанников; - участие в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - ведение необходимой документации. 9