Положение о группе компенсирующей направленности

1

компенсирующей направленности осуществляется на основании приказа руководителя Учреждения.
1.5. В группу компенсирующей направленности могут включаться воспитанники разного возраста (разновозрастные группы).
1.6. Группа компенсирующей направленности открывается в помещениях, отвечающих действующим санитарных правил и правил пожарной безопасности
при наличии соответствующего материально-технического, программнометодического и кадрового обеспечения.
1.7. Группа компенсирующей направленности функционирует в режиме 5дневной рабочей недели, выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Группа может функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5
часов) с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 19.00; в режиме полного дня (12-часового
пребывания) с 07.00 до 19.00;
1.8. Контроль деятельности группы компенсирующей направленности осуществляется администрацией МАДОУ «ДС «Виниклюзия».
1.9. Питание в группе компенсирующей направленности организуется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических
правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»».
2. Основные задачи группы компенсирующей направленности
2.1. Основными задачами организации деятельности группы компенсирующей
направленности являются:
- создание условий для дошкольного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- реализация адаптированной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития особых образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья;
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и
обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей;
- проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с
семьей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и
обучения, оказание им психологической поддержки.
3.Порядок комплектования группы компенсирующей направленности
3.1. Дети в группу компенсирующей направленности зачисляются в соответствии с Правилами приема воспитанников на обучение по образовательным
программам дошкольного образования в МАДОУ «ДС «Виниклюзия».
2

3.2. Комплектование групп общеразвивающей направленности осуществляется
ежегодно на 1 сентября. При наличии свободных мест, прием детей может проводиться в течение всего учебного года.
3.3. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогическая комиссии (далее – ТПМПК),
договора между Учреждением и родителями (законными представителями)
воспитанника, а также документов согласно Правил приема воспитанников на
обучение по образовательным программам дошкольного образования в МАДОУ «ДС «Виниклюзия».
3.4. Период и срок посещения группы компенсирующей направленности воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья определяется решением
ТПМПК.
3.5. Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно
превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 детей в возрасте до 3 лет и
10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи - 12 детей в
возрасте старше 3 лет;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10
детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с задержкой психоречевого развития - 6 детей в возрасте до 3
лет;
для детей с задержкой психического развития - 10 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 10 детей в возрасте
старше 3 лет;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени - 8 детей в возрасте старше 3 лет;
для детей с расстройствами аутистического спектра - 5 детей для обеих
возрастных групп;
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - 5 детей для обеих возрастных групп.
3.6. Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей
направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом
возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомофизиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной
наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
3

3.7. Перевод в другую группу, отчисление воспитанников группы компенсирующей направленности производится в соответствии с Порядком и основанием
перевода, отчисления воспитанников МАДОУ «ДС «Виниклюзия», по письменному заявлению родителей (законных представителей), на основании приказа руководителя Учреждения.
4. Организация и осуществление образовательной деятельности
4.1. В группе компенсирующей направленности образовательная деятельность
осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
4.2. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
4.3. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
4.4. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении территориальной психологомедико-педагогической комиссии.
4.5. Для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения
и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4.6. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт) или аудиофайлов;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие
помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях
(наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных
4

кресел и других приспособлений).
4.7. При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное
расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учительдефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учительлогопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:
для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной
единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы
педагога-психолога;
для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной
единицы педагога-психолога;
для детей с тяжелыми нарушениями речи - не менее 1 штатной единицы
учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 1
штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее
0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника);
для детей с расстройствами аутистического спектра - не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагогапсихолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
для детей с задержкой психического развития - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и/или педагога-психолога, не
менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда;
для детей с умственной отсталостью - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога;
для детей со сложным дефектом (тяжелыми и множественными нарушениями развития) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или)
педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее
1 штатной единицы ассистента (помощника).
На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или расстройствами аутистического спектра, или
умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной
единицы тьютора.
4.8. Режим дня, расписание организованной образовательной деятельности
группы компенсирующей направленности составляется в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами на учебный год и утверждается руководителем Учреждения.
5. Организация деятельности педагогического персонала
5.1. Деятельность учителя-логопеда направлена на координацию коррекционноречевой работы, организацию интегративную деятельности всех участников
коррекционно-образовательного процесса.
5.1.1. Учитель-логопед:
5

- ведет образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми с
ограниченными возможностями здоровья или отстающими от возрастной нормы в форме подгрупповой, групповой и индивидуальной деятельности на основании рекомендаций ТПМПК и психолого-педагогического консилиума (далее
– ППк) МАДОУ «ДС «Виниклюзия»;
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в
общем коллективе воспитанников группы;
- консультирует педагогов, работающих с детьми группы комбинированной направленности по вопросам организации коррекционно-педагогического
процесса по развитию и коррекции речи;
- проводит совместные интегрированные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и
др.);
- участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, ребенка, имеющего трудности в обучении;
- ведет установленную документацию.
5.2. Деятельность воспитателя группы компенсирующей направленности
направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития
эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционнопедагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение
вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для
успешной подготовки детей к обучению в школе.
5.2.2. Особенностями организации работы воспитателя группы компенсирующей направленности являются:
- организация образовательной деятельности с воспитанниками, создание
необходимого образовательного пространства, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство Учреждения в
целом;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, рекомендаций
специалистов;
- участие в разработке образовательных, адаптированных, рабочих программ, методических рекомендаций по дошкольному образованию;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) детей по
вопросам развития и воспитания ребенка в семье;
- ведение установленной документации.
5.3. Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического
здоровья воспитанников.
5.3.1. Педагог-психолог:
- отслеживает динамику обучения и уровня социальной адаптации в процессе включения ребенка в инклюзивную среду группы комбинированной
направленности и Учреждения в целом;
6

- разрабатывает и реализует профилактическую и коррекционноразвивающую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- оказывает помощь воспитателю группы в подборе педагогических методов и приемов, направленных на овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья содержанием образовательной программы дошкольного
образования;
- взаимодействует с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания ребенка в семье, осуществляет преемственность в работе
Учреждения и семьи;
- участвует в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры специалистов,
педагогического коллектива и других сотрудников;
- участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, имеющего трудности в обучении;
- ведет установленную документацию.
5.4. Деятельность учителя-дефектолога направлена на обеспечение успешного
овладения адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, способствовать познавательно, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развитие жизненных
компетенций ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенкаинвалида тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь
общества.
5.4.1. Учитель-дефектолог:
- организует коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с
ограниченными возможностями здоровья в форме подгрупповой, групповой и
индивидуальной деятельности;
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в
коллективе воспитанников группы;
- проводит педагогическую диагностику с целью выявления особенностей
в развитии деятельности, темпа и успешности усвоения учебного материала,
возможности использования полученных способов действия в новой ситуации
и пр.;
- определяет актуальные задачи, принципы, методы, формы, приемы и
средства, повышающие более успешное усвоение образовательной программы
дошкольного образования, развитие учебной мотивации и повышение самостоятельности воспитанника;
- определяет критерии, позволяющие оценить эффективность обучения и
воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, имеющего трудности в обучении;
- осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам развития и воспитания ребенка в семье;
7

- ведет установленную документацию.
5.5. Деятельность тьютора направлена на организацию процесса индивидуальной работы с воспитанниками по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организацию их персонального сопровождения в образовательном пространстве.
5.5.1. В функции тьютора входит:
- организация образовательного пространства воспитанника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- сопровождение воспитанника в воспитательно-образовательном процессе, организация взаимодействия воспитанника с другими педагогическими работниками, а также воспитанниками группы;
- участие в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- контроль и оценка эффективности построения и реализации адаптированной образовательной программы;
- организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам развития и воспитания ребенка в семье.
- ведение установленной документации.
5.6. Деятельность ассистента (помощник воспитателя) направлена на выполнение под руководством воспитателя ежедневной работы, обеспечивающей создание условий для социальной и психологической реабилитации, социальнотрудовой адаптации воспитанников, а также обеспечение поддержания и
укрепления здоровья детей, соблюдения ими распорядка дня.
5.6.1. В функции ассистента (помощник воспитателя) входит:
- участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников;
- под руководством воспитателя обеспечение сохранение и укрепление
здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
- организация с учетом возраста воспитанников работы по развитию
навыков самообслуживания;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития навыков самообслуживания.
- ведение установленной документации.
5.7. Деятельность музыкального руководителя, хореографа направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников.
5.7.1. Особенностями работы музыкального руководителя в группе компенсирующей направленности являются:
- организация музыкально-художественной образовательной деятельности с воспитанниками по адаптированным основным общеобразовательным
программам дошкольного образования;
8

- взаимодействие со специалистами Учреждения по вопросам организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями
здоровья;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам
развития музыкально-художественной деятельности ребенка в семье;
- участвует в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- ведение необходимой документации.
5.8. Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду
здорового образа жизни.
5.8.1. В группе компенсирующей направленности организация работы
инструктора по физической культуре предусматривает:
- организацию образовательной деятельности по физической культуре (в
том числе совместно с другими специалистами) с воспитанниками с учетом их
психофизических возможностей, индивидуальных особенностей по адаптированным образовательным программам дошкольного образования;
- оказание консультационной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование физической нагрузки на воспитанников;
- участие в разработке адаптированных, рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- ведение необходимой документации.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».